Форум » TYGYDYM -TV » "-" О.В. Зеленцова. Сохранение археологического наследия и проблема грабительских раскопок » Ответить

"-" О.В. Зеленцова. Сохранение археологического наследия и проблема грабительских раскопок

Admin: Уничтожение археологических памятников в результате грабительских раскопок становится более серьезной угрозой археологическому наследию, чем ущерб, который наносится в ходе хозяйственной деятельности. В последнем случае действуют нормы законодательства об экспертизе земельных участков и проведении обязательных охранных мероприятий, упреждающих строительную деятельность, что в большинстве случаев позволяет спасти археологические объекты от разрушений и получить информацию. Предотвратить же уничтожение археологического наследия кладоискателями, поисковиками и всевозможными «любителями истории», используя нормы действующего законодательства, пока не удается. Деятельность грабителей полностью обезличивает объекты археологического наследия, приводит к потере научной информации, как о недвижимых, так и движимых памятниках. Кельгининский могильник. Грабительский шурф Масштабы грабительских раскопок за последние годы возросли в десятки раз. По данным Института археологии РАН на 2004 г., несанкционированные раскопки велись в 36 субъектах Российской Федерации. Сейчас в нашей стране не осталось практически ни одного памятника археологии, который не был бы затронут грабительскими «закопушками», шурфами или раскопами. По разным оценкам, в год уничтожается до 500 памятников археологии. Представление о масштабах бедствия дает мониторинг интернет-сайтов, на которых осуществляется торговля артефактами, добытыми незаконным путем. Археологическими находками торгуют на аукционах, таких как Молоток, Мешок, Авито. Кроме того, в интернет-пространстве RU действует около 40 сайтов кладоискателей, на каждом из которых продается до 2-3 тысяч артефактов. Колоссальный нелегальный рынок торговли археологическими находками насчитывает десятки тысяч предметов. Масштабы бедствий иллюстрирует, в частности, яркий пример: свод украшений с эмалями Г.Ф. Корзухиной, явившийся результатом 100-летних исследований, насчитывает 248 предметов [Корзухина, 1978], а менее чем за полгода мониторинга кладоискательских сайтов зафиксировано около 286 находок этого круга, информация о которых исчерпывается только изображением вещи. За полгода мониторинга интернета инициативной группой было зафиксировано более 3000 артефактов, происходящих их незаконных раскопок. Это подтверждает мнение аналитиков, что нелегальный рынок археологических находок сопоставим с нелегальным рынком оружия. Наряду с «черным» или «серым» рынком археологических находок активно развивается рынок металлодетекторов и сопутствующего оборудования, объемы и обороты которого зависят и определяют емкость первого. Таким образом, проблема грабительских раскопок имеет глубокие экономические корни. Панорама разграбленного участка Мордовско-паркинского могильника Развитый рынок торговли оборудованием для поиска и стремительно растущий нелегальный рынок археологических находок способствуют тому, что качественно изменились методы грабительских раскопок и сам облик грабителей. Теперь этим занимаются профессионалы, имеющие опыт и знания, оснащенные техникой и оборудованием, специализирующиеся на определенных типах памятников и хорошо ориентирующиеся в законе. Для грабежа они используют мощные металлодетекторы, георадары, а для вскрытия памятников – технику: курганы сносятся бульдозерами, могильники пропахиваются. Поверхностный анализ сайтов показывает, что среди грабителей выделяется в основном 2 категории: 1. Профессионалы, работающие на рынок. По самым общим оценкам, их не более 10%. Они, как правило, работают на заказ, их целью является, конечно же, прибыль и они не любят «светиться». 2. Кладоискатели-романтики, «любители истории». Они удовлетворяют свой познавательский интерес, им важен азарт поиска. Металлодетекция для них - это своеобразная «рыбалка», один из видов активного отдыха. Они собирают слеты, активно общаются в интернете. Они интересуются историей, археологией, знают вещи, многие коллекционируют находки определенного периода или категории, а не нужные им вещи продают на интеренет-аукционах. Т.е., они не прочь подзаработать, но всё же главное для них – процесс поиска. Показательны результаты опроса, опубликованные на одном из кладоискательских сайтов: Ответы на вопрос «Чем для вас является металлопоиск?» распределились следующим образом: 1. Хобби (108 голосов [93.10%]) 2. Заработок (3 голоса [2.59%]) 3. Профессия (1 голос [0.86%]) 4. Временное увлечение (4 голоса [3.45%]) Из этого следует, что основным мотивом, толкающим большую часть этих людей в поле, является не только нажива, но и интерес. На наш взгляд, это обстоятельство еще более затрудняет борьбу с данным явлением. Изменился и облик коллекционеров. Их условно можно разделить на 3 категории. 1. Коллекционеры, традиционно занимающиеся антиквариатом, которые собирают солидные археологические коллекции. Они, как правило, не «светятся» и известны в узких кругах. 2. Владельцы домашних коллекций, которые формируются среди второй категории кладоискателей. Они обмениваются информацией и находками в своем кругу, активно общаются в интернете. Ненужное для своих коллекций – «сопутку» – распродают. 3. Коллекционеры, которые хотят «публичности». Накоплена критическая масса археологических древностей, когда коллекции сами по себе теряют привлекательность. С одной стороны, у коллекционеров появляется желание их демонстрировать, а с другой стороны, в коллекции вложено достаточно средств, и их необходимо легализовать. Попыткой легализации коллекций из незаконных раскопок было открытие выставки М.Семеновым в Тамбове, на которой были представлены находки, происходящие из раннесредневековых мордовских могильников [http://www.rg.ru/2010/06/23/reg-roscentr/vistavka.htm]. Подобная передвижная выставка, судя по интернет-сайту и рекламе, которая присутствует там и на кладоискательских сайтах, уже действует в Тюмени, где некто Гай Першинг создал ТООО «Музей частных коллекций», включающий, как его информации, 9,5 тыс. исторических экспонатов разнообразных эпох и культур [http://www.vsluh.ru/foto/621]. Попыткой легализации грабительских раскопок как альтернативной («народной») археологии явилось издание «Домонгол», в котором представлены статьи, анализирующие археологические находки, сконцентрированные на одноименном сайте [http://domongol.su]. В этом же сборнике имеются статьи, посвященные юридическим аспектам и вопросам легализации подобных коллекций. Это принципиально новые явления, суть которых сводится к подмене понятий, когда обществу предлагается «альтернативная» археология. В связи с выставками и попытками легализации в интернете развернулась дискуссия об оборотоспособности движимых объектов археологического наследия, о частных коллекциях и о разграничении понятий «клад», «находка» и «археологическая находка». В Федеральном законе №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Российской Федерации» установлено, что объекты археологического наследия (т.е. частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки) находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат (ст.49-50). Источником обнаружения недвижимых археологических объектов являются "работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (так называемые археологические полевые работы)". В соответствии с п. 8 ст. 45 Закона «Об объектах культурного наследия...» указанные работы проводятся на основании специального разрешения на право проведения соответствующих работ (Открытого листа), выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Т.е., любая деятельность по обнаружению археологических объектов без соответствующего разрешения, является незаконной. Выявленные подобным способом объекты в соответствии со ст. 4 того же Закона относятся к объектам культурного наследия федерального значения и могут находиться только в государственной собственности. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ. Таким образом, введение археологических объектов из незаконных раскопок в хозяйственный оборот, формирование и хранение подобных коллекций является незаконным изначально. На кладоискательских форумах, в СМИ происходит подмена понятий, когда артефакты рассматриваются как клады или потерянные вещи, которые можно присвоить, если хозяин не объявился [http://www.kladtv.ru/video/920.html]. На самом деле юридически в понятие "клад" вкладывается, прежде всего, имущественная ценность предметов. Ценность же археологической находки в отличие от клада измеряется не денежным эквивалентом, а научной значимостью. Кроме того, предметы, обнаруживаемые в ходе археологических раскопок, за небольшим исключением, не являются намеренно сокрытыми, как клад. В большинстве случаев их сокрытие стало следствием естественного хода истории и природных процессов. В понятии «археологическая находка» отсутствует один из основных признаков клада – намеренность сокрытия и имущественный (ценностный) характер, каким обладает клад [Александрова, 2006]. Археологические объекты не могут рассматриваться и в качестве находки, под каковой в Гражданском кодекса рассматриваются потерянные вещи (ст.227). В случае с археологическими объектами нет возможности выяснить, были ли они кем-либо потеряны, а также отсутствуют лица, их утерявшие. Кроме того, лицо, которое, возможно, потеряло указанные предметы и может их получить назад, давно не существует [Александрова, 2006]. Обнаружение археологической находки не может считаться обнаружением клада или находкой потерянной вещи. Для их обнаружения проводятся «работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия», т.е археологические полевые работы (ст. 3 73-ФЗ), которые проводятся на основании Открытого листа. Извлечение из культурного слоя артефактов всеми другими путями является незаконным. Эти юридические тонкости не всегда понятны обывателю, а в СМИ, совместно с интернет-аукционами и продавцами металлодетекторов, активно эксплуатируется псевдопатриотизм, пропагандируется образ романтика и любителя истории, который, в отличие от официальной археологии, не даст «сгнить» в земле находкам. Археологическое сообщество не раз обращало внимание на необходимость прямого запрета свободного оборота движимых объектов археологического наследия (археологических находок) и запрета, либо лицензирования металлодетекторов. Однако, в настоящий момент эти меры не находят поддержки в законодательных органах государства. Поэтому необходимо искать решение проблемы грабительских раскопок в рамках действующего законодательства. Как показывает практика, отсутствие на памятниках археологии информационных щитов является тем препятствием, которое мешает довести до суда даже те случаи, когда грабители пойманы на памятниках археологии с поличным. Для признания их вины необходимо доказать умысел. Установка таких знаков становится необходимым инструментом защиты памятников - иначе невозможно доказать, что грабитель знал, что копает на памятнике. Другим инструментом защиты памятников археологии, в том числе от грабителей, являются охранные обязательства, которые органам охраны памятников необходимо устанавливать с владельцами и пользователями земли. Последние, имея охранные обязательства, будут нести ответственность за памятник археологии, расположенный на их земле, и понимать, что человек с металлодетектором не просто так ходит по соседней горке, а разрушает памятник, и что в этом случае необходимо звать милицию и составлять протокол. Для пресечения грабительских раскопок необходимо использовать нормы действующего законодательства о государственной собственности на объекты археологического наследия (ст.49-50 ФЗ-73). При этом нет необходимости ждать, что заявление по факту разрушения памятника археологии грабителями подадут органы охраны, заявления от граждан (как и письма) рассматриваются быстрее и эффективнее. Учитывая, что движимые археологические объекты являются государственной собственностью, необходимо добиваться разъяснений в Верховном суде о привлечении к ответственности за нелегальные раскопки статьи 164 УК РФ, в которой определяется ответственность за хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. О возможности квалифицировать незаконный оборот археологических древностей по статье 175 УК РФ как приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем. Заявление о продаже предметов из незаконных археологических раскопок (привлечение к ответственности за оборот движимых объектов археологического наследия) может подавать любой гражданин. Историко-культурная значимость археологических предметов доказывается экспертизой. Безусловно, сложно доказать, что владелец предмета приобрел его незаконным путем, однако факт незаконного оборота (продажи) остается, и необходимо добиваться изъятия коллекций в пользу государства. Одна из важнейших задач - добиваться прекращения пропаганды "народной археологии", кладоискательства с металлодетектором в интернете и средствах массовой информации, в том числе и путем обращений в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и иные надзорные органы. Говоря о защите археологического наследия от грабительских раскопок, специалисты имеют в виду как выявленные, так и неизвестные, не поставленные на государственный учет памятники археологии. Специалисты понимают, что если у памятника нет паспорта, он не перестает быть объектом культурного наследия, который несет информацию о прошлом человечества. Однако юридически эти памятники не существуют. Именно на это ссылаются кладоискатели на своих форумах, когда говорят, что они не ходят по памятникам, которые обозначены в «Археологической карте России», а ходят «просто по полям». В Европейской конвенции об охране археологического наследия имеется статья (ст.2, п.III), в которой предусмотрено обязательное информирование компетентных органов лицами, случайно обнаружившими элементы археологического наследия, и предоставление их для исследования. Конвенция до сих пор не ратифицирована Россией и наивно верить в благородство копателей, которые будут добровольно выдавать, как они пишут, «рыбные места». Таким образом, неоткрытые археологические памятники остаются самыми незащищенными. В этом случае, единственное, что на данный момент мы можем предпринять – археологические методы, а именно, разведка, тотальное обследование территории, паспортизация. Археологические памятники сразу после обнаружения и предоставления акта в органы охраны памятников, без проведения государственной историко-культурной экспертизы приобретают статус выявленных объектов культурного наследия и подлежат государственной охране. Эти нормы вступают в силу, согласно ФЗ-73, с момента обнаружения, а не после постановки памятника на учет и его регистрации в реестре, т.е. до определения его границ и научной составляющей. Предоставление сведений о вновь открытых памятниках археологии в региональные органы охраны позволяет определить их юридический статус как объектов культурного наследия федерального значения. Но одним из условий реальной защиты памятников археологии от грабителей является предоставление списков памятников в органы местного самоуправления и в участковые отделения МВД. Инструментом охраны археологических памятников может стать и археологический мониторинг, который определяет физическое состояние памятника, выполняет графическую и фотофиксацию разрушений. Это важно как для оценки нанесенного ущерба, так и для будущих полевых исследований памятника археологии. Инертная позиция общественности, несовершенство законодательства, экономические причины – все это способствует росту незаконных грабительских раскопок. Однако, при всем несовершенстве действующего законодательства, существуют механизмы влияния на эти процессы. И не последнее место в этом играет гражданская позиция профессионалов-археологов, деятельность по изменению общественного сознания и изменения отношения к проблеме грабительских раскопок в обществе. Пока мы будем ждать изменения законов, не останется памятников, которые необходимо этими законами защищать. Активная пропаганда, разъяснения в электронных и печатных СМИ, на телевидении и радио о том невосполнимом уроне, который наносят грабительские раскопки нашей истории, письменные обращения в организации, уполномоченные решать эти вопросы, борьба за прекращение пропаганды "народной археологии", кладоискательства в средствах массовой информации – все это, в конечном итоге, позволит обратить внимание на проблему. И в рамках действующего законодательства компетентным органам придется решать ее совместно со специалистами. Если реальная разрушительная сила грабительских раскопок не будет осознана обществом и не получит мощного противодействия, в ближайшие 10 лет Россия лишится основной части своего археологического достояния и своей истории. Кельгининский могильник. Карьер Литература Александрова М.А. 2006. Актуальные правовые аспекты археологической деятельности //Закон, N 7 Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS N 143 (подписана Российской Федерацией 16 января 1992 г.) Корзухина Г.Ф. 1978. Предметы убора с выемчатыми эмалями V - первой половины VI в. н.э. в Среднем Поднепровье //САИ. Вып. Е1-43. http://www.rg.ru/2010/06/23/reg-roscentr/vistavka.htm http://www.vsluh.ru/foto/621 http://www.rg.ru/2010/06/23/reg-roscentr/vistavka.htm http://www.kladtv.ru/video/920.html click here

Ответов - 0



полная версия страницы